Sharman Alan
23.04.1959.
23 апреля 1959 года, залив Адмиралти.

Расселл Томпсон пишет о смерти Алана Шармана в заливе Адмиралти в Антарктике.
“Я был вместе с Аланом в момент его смерти. Пожалуйста, поделитесь моей дневниковой записью об этом ужасающем дне.
Очередной ясный день, но утром все равно заполнил метеорологические карты. Днем мы с Аланом повели двух хаски Эдди и Надю на чудесную прогулку по пляжу полуострова Келлера. Затем мы решили вернуться на базу через горный хребет, несколько сотен метров в высоту, чтобы понаблюдать за морским льдом. По пути наверх нам становилось все труднее: мы оказались на крутом склоне, камень с которого легко осыпался. Решив, что нам стоит взобраться по снежной лощине, Алан пошел первым. Он выбивал ногами ступеньки в затвердевшем снегу – увы, у нас не было с собой альпинистского снаряжения. Мы быстро обнаружили, что снег сильно заледенел и делал склон еще более крутым, и Эдди (очень большой хаски) несколько раз соскальзывал, чуть не сбивая нас. Алан шел примерно в 6 футах (1,8 м. – Прим. пер.) впереди и в нескольких футах правее меня, когда сорвался (возможно, его баланс нарушил соскольнувший Эдди – я не знаю наверняка, поскольку не видел, что произошло на самом деле). Когда Алан на скорости летел вниз головой мимо меня, он крикнул “Спаси!” и исчез из поля зрения за кромкой ледяного вала.
Я громко крикнул – хотел понять, как он, но ответа не получил и пошел вниз по насыпи посмотреть, что с ним случилось. В панике я соскользнул, и пролетел по тому же склону (к счастью, ногами вперед), и перемахнул через снежную кромку. Моим глазам предстала груда камней, а под ними лежал окровавленный Алан. Я решил, что все кончено, и бросился к нему в полубессознательном состоянии. Когда я пришел в себя, я лежал рядом с Аланом: он выглядел ужасно, его несчастное лицо было раздроблено. Я пребывал в полном шоке, осознав, что он умер. Я отделался небольшими ушибами на спине и плече, но Алан упал на камни на огромной скорости с высоты примерно 30 метров головой вперед и размозжил череп.
Я с трудом пробирался обратно на базу вместе с Надей, через хребет со всеми его опасностями, крепко сжимая раненую руку и крича всю дорогу до барака. Когда я дошел до ледника Флагстафф, ко мне подбежали услышавшие мой зов Джефф и Эван. Я поделился трагичными новостями, мы вернулись на станцию, и все бросились помогать. Мы взяли сани, носилки и т.д. и двигались вдоль пляжа. Я привел коллег к тому месту, где находилось тело Алана: его положили на нарты и вручную дотащили до базы. Я побрел вдоль пляжа с Кеном, не в состоянии поверить в случившийся кошмар. Я почти не спал в ту ночь – страдали и разум, и тело. Почему это произошло? Алан был чудесным парнем и экспертом в скалолазании. На его месте с легкостью мог оказаться я, если бы только не соскользнул ногами вперед, в отличие от несчастного Алана. Эта трагедия однозначно меня потрясла… Я больше никогда не пойду в гору – да и по любому склону, по которому сколько-нибудь сложно подниматься”.
Сотрудники базы три дня копали могилу в вечной мерзлоте, а Деннис “Динь-Динь” Бэлл и Кен Гибсон смастерили подходящий и качественный гроб. Алана проводили в последний путь – днем 27 апреля состоялась похоронная служба. Она была простой и спокойной, и ненастная погода, типичная для этой местности, будто сочувствовала нам в этот печальный день. И еще о грустном: “Динь” погиб в расселине 28 июля 1959 г., но мы не смогли забрать его тело и похоронить как положено”. Запись того дня в дневнике завершилась… Но самое ужасное вот в чем: трагедия произошла, а я не могу поверить, что “Динь” теперь лежит мертвым на дне расселины. Это злой и жестокий континент.
Мы рады поделиться следующей новостью. Фонд антарктических памятников (ФАП) получил сообщение из Британского комитета по географическим названиям Антарктики: имя Алана Шармана будет дано объекту в заливе Адмиралти на острове Кинг-Джордж. Ранее в его честь была названа скала Шармана, но ее стало невозможным идентифицировать на местности. Член правления ФАП Дик Харбор убедил Комитет в необходимости нового наименования. Фонд очень доволен таким результатом. В прошлом году появился географический объект Мемориал-Пойнт в память о всех сотрудниках ЗТФО/БАС, погибших на службе в Антарктике, но не увековеченных на карте.
Официальная запись в “Справочнике” Британской антарктической территории (англ. “The Gazetteer”. – Прим. пер.) гласит:
Шарман-Пойнт: 62°10'48" ю.ш., 58°18'04" з.д. Точка на юго-западной стороне полуострова Краков, остров Кинг-Джордж, в 1 км к северу от скалы Шабрие. Названа в память об Алане Шармане (1936-1959), ассистент-метеоролог ЗТФО, остров Сигни, 1958-1959 гг., и залив Адмиралти, остров Кинг-Джордж, до момента гибели при восхождении на гору 23 апреля 1959 г. Ранее “скала Шармана” (62°06' ю.ш., 58°28' з.д.), но после наблюдений с корабля “Эндьюранс” (англ. “HMS Endurance”. – Прим. пер.) в январе 1969 г. признана несуществующей, и название удалено из справочника.
На карте красной стрелочкой указано местоположение Шарман-Пойнт, и, что любопытно, по-прежнему можно видеть скалу Шармана – у перуанской станции “Мачу-Пикчу”.